dddf3871

Модификация базовой концепции...



3.4.2. Модификация базовой концепции планирования и контроля в рамках управления, ориентированного на видение, взаимосвязи и диалог

Планирование сегодня относится к важнейшим задачам и инструментам управления на предприятии. Хотя ни в законе об акционерных обществах, ни в коммерческом кодексе нет прямых требований о необходимости планирования, большая часть наблюдательных советов предприятий сегодня принимает все решения, связанные с развитием предприятия, только на основании стратегических и оперативных планов. Получило признание планирование, понимаемое как систематическое предвосхищение будущих событий.

Объем и интенсивность планирования за последние 25 лет значительно возросли. Поэтому почти в каждом университете в курсы управления предприятием включены и находятся в центре внимания вопросы планирования. В 12 германских университетах дисциплина "Планирование на предприятии" относится к дисциплинам углубленного изучения.

Современный подход к научным исследованиям, преподаванию и практике в области планирования характеризуется следующими моментами:

  1. Все чаще исходным пунктом планирования на предприятии становится видение будущего (Vision).
  2. Возрастает роль сценариев и потребность в их разработке для проверки и углубления видения, целей и стратегий предприятия.
  3. Расширяется каталог целей предприятия. Как и прежде, гарантией сохранения и развития предприятия служит стремление к высоким финансово-экономическим результатам посредством производства и сбыта ориентированных на рынок продуктов, услуг и комплексных решений. Необходимо стремиться также к максимизации расчетной прибыли за период в рамках оперативного управления на базе стратегической линии развития предприятия. Оценка и выбор наиболее экономически эффективных стратегических альтернатив проводятся как для отдельного объекта, так и для предприятия в целом путем расчета показателей ценности совокупного акционерного и чистого, остающегося в распоряжении предприятия капитала.
  4. До уровня целей подняты и рамочные (обязательные) условия или ограничения: защита и улучшение окружающей среды; использование новых прогрессивных технологий; поддержка и защита принципов социально-рыночной экономики и демократического общественного устройства страны.
  5. Наряду с пирамидальным построением системы целей по периодам в рамках оперативного управления все шире используется система управления на основе целевых издержек (Target Costing) в рамках стратегического управления. Выбор изделий, ценообразование и нормативное калькулирование изделий и узлов ориентированы на желания потребителей и поведение конкурентов. Поскольку необходимо обеспечить конкурентоспособность, в качестве предмета целевого планирования рассматриваются издержки и их компоненты.
  6. Предметом стратегического планирования становятся во все возрастающей степени не только поиск, оценка и выбор стратегий полей бизнеса, но также и соответствующие стратегии функциональных сфер деятельности и региональные стратегии.
  7. К главным задачам стратегического планирования на практике все в большей мере относят стратегически ориентированное формирование организационной и правовой структуры предприятия, системы управления с соответствующими руководящими кадрами, а также внутренних и внешних информационых и коммуникационных систем. Ориентированное на отдельные группы персонала управление на основе диалога становится важным условием идентификации предприятия.
  8. Все большее внимание уделяется процессам реализации и мониторинга стратегических планов.
  9. Интеграция техники и экономики облегчает и при помощи компьютеров повышает качество стратегического и оперативного планирования и контроля. Компьютерное планирование продуктов, программ и инвестиций, а также многопериодичное технико-экономическое планирование, является уже сегодняшней практикой планирования. Дело завтрашнего дня - интегрированное планирование с представлением на экране компьютера альтернативных продуктово-ассортиментных программ, планов мощностей, потоков ресурсов и финансовых потоков, а также расчетов стоимости предприятия.
  10. Усложнение традиционных управленческих задач, усиление комплексности управленческих функций требует постоянной гармонизации планов.
  11. Возможные изменения во внешней и внутренней среде предприятия требуют от руководителей системного мышления и анализа чувствительности плановых решений. На передний план выходит ориентированный на все стадии создания новой стоимости стратегический анализ и попроцессный учет издержек.


  12. Стремление к совершенствованию планирования появляется на пути улучшения процесса его организации, синхронизации планирования стратегий с инвестиционным планированием, с одной стороны, и оперативного планирования с интегрированным годовым технико-экономическим (бюджетным) планированием, с другой стороны. Однако общим требованием остается избежание излишнего планирования (перепланирования).
  13. Повышение качества планирования и контроля за реализацией планов достигается прежде всего через привязанное к плановым целям стимулирование руководителей. Процесс согласования стратегических и оперативных целей, от выполнения и перевыполнения которых зависит размер персонального дохода руководителей, совершенно определенно усиливает их мотивацию и одновременно ведет к лучшему формулированию и достижению целей предприятия.
  14. Успешное планирование требует, наконец, соответствующей философии предприятия, согласно которой необходимы планирование и определенная культура предприятия, делающая это планирование возможным.

Философия предприятия, включающая общее представление о системе ценностей его высшего руководства, существенным образом влияет на мышление, решения и стиль поведения всех руководителей и в конечном счете всех работников предприятия. Тем самым философия предприятия образует базу для культуры предприятия - исторически сформированного, пережитого и в какой-то степени формируемого образа мышления, решений и поведения персонала предприятия. В ее основе лежат принципы, ценности и нормы, базирующиеся на опыте прошлого, а также воспринятые высшим руководством под влиянием изменения внешней среды предприятия. Культура предприятия проявляется в различных внешних формах и символах.

Существенным элементом культуры предприятия является стиль поведения руководителей: стремление служить примером выполнения своего долга и открытость, ответственность и инициативность, понимание того, что такое истинные ценности, душевная теплота. Стиль становится все более важным признаком, определяющим тип руководства.

Если рассматривать значение философии для политики предприятия, т.е. планирования генеральных целей, а также их общее влияние на культуру предприятия, то становится очевидным, что концепция управления в широком смысле должна быть дополнена этими двум структурообразующими объектами. Это тем более важно, что культура предприятия в свою очередь влияет на философию и политику предприятия.

В рамках дискуссии о философии и политике предприятия в последнее время особое внимание уделяют видению будущего, или ведущей идее высшего руководства относительно путей сохранения и успешного дальнейшего развития предприятия. Видение позволяет создать картину будущего как представление высшего руководства о желаемом будущем развитии предприятия, т.е. "представление о будущей роли предприятия относительно смысла его существования, целей и самопонимания".

Видение можно рассматривать в качестве предмета политики предприятия. Оно влияет существенным образом на оперативное и стратегическое планирование, особенно на выбор стратегий, организационных структур, системы управления, подбор и расстановку руководящих кадров. Как правило, видение формулируют и развивают отдельные высшие руководители предприятия. Только полные сил руководители-лидеры, обладающие стратегической волей и имеющие собственное видение, могут получить в условиях конкуренции желаемую картину будущего.

В американской теории управления дискутируется вопрос о необходимости наряду с так называемым трансакционным руководством выдвижения на передний план трансформационного руководства. При трансакционном руководстве работников пытаются мотивировать, вознаграждая за выполняемую работу, на базе уже сформированных стратегий, структур и систем; при трансформационном руководстве, напротив, стремятся к проведению изменений при помощи харизматических руководителей, излучающих силу, обладающих потрясающим видением, действующих с душевным подъемом, уважением к личности. Синтез этих концепций возможен на путях междисциплинарного, кооперативного управления, соединения принципа работы в команде и лидерства.

Чтобы можно было оказывать влияние в качестве побудительной силы на постановку и реализацию целей, видение должно быть широким и перспективным, обладать объединяющей силой, быть убедительным и достижимым.

Генерирование идеи и формулирование видения является главной задачей высшего руководства предприятия. Видение, сформированное часто в результате стратегического анализа, прогнозирования или даже в процессе планирования, конкретизируется в целевой картине, принципах функционирования предпрития и управления им.

Наряду с этими новыми элементами, содержательно расширяющими предмет управления, все большее значение приобретает комплексное мышление и действия. В ходе планирования на предприятии все в большей мере должны учитываться народнохозяйственные, технологические, социально-культурные, политико-правовые и экологические рамочные условия и ограничения.

При возрастающей комплексности, динамичности и как следствие неопределенности внешней и внутренней среды предприятия возникает потребность в руководителях, обладающих способностью управлять при помощи диалога. Только диалоговое управление обеспечивает мотивацию, идентификацию и улучшение имиджа предприятия, что в конечном счете гарантирует и его будущее. Если рассматривать предприятие как общественный институт, то появляется необходимость в информировании всех заинтересованных в нем общественных групп о желаемом и фактическом состоянии дел на предприятии, в установлении связей и дискутирована с этими группами.

Нужно стремиться сделать процессы, происходящие на предприятии, доступными и понятными не только для собственников и работников самого предприятия, но и для всех других заинтересованных в нем групп, в диалоге добиваться доверия и понимания. Доверие и понимание должно определять намерения и действия на предприятиях. Управление на основе диалога позволяет снизить уровень неопределенности, повысить шансы и уменьшить риск участвующих в диалоге партнеров при постановке и достижении целей.

Управление через диалог необходимо не только в среде самих руководителей, но и по отношению ко всем сотрудникам предприятия, поскольку только таким образом можно гарантировать:

  • уяснение и принятие философии и культуры своего предприятия;
  • формирование, проверку и дальнейшее развитие видения, целевой картины и отдельных целей предприятия;
  • формулирование и детализацию стратегий и оперативных планов их реализации.

Только если руководство в ходе диалога ясно сформулирует и объяснит, как оно желает, чтобы развивалось предприятие, оно сможет добиться признания и воплощения в жизнь своих решений.

Очевидно, что рассмотренные в этой главе некоторые новые принципы управления должны дополнить базовую концепцию системы планирования и контроля на предприятии.



Содержание раздела