Предисловие   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8   Приложения  1  

Система потенциала и процессов предприятия



1.1.2.2.2. Система потенциала и процессов предприятия

Цели предприятия реализуются через воздействие элементов потенциала на объекты. Предприятие как центр действий (процессов), ориентированных на цели, представляет собой целеориентированную структуру потенциала и процессов. Совокупность этих элементов можно назвать организацией предприятия. Хотя процессы связаны с потенциалом, элементы организации можно рассматривать отдельно, с одной стороны, целеориентированную структуру потенциала (систему потенциала; организационную структуру), с другой - целеориентированную структуру действий (операциональную систему; организацию процессов).

Элементами системы потенциала являются персонал, средства производства и их комбинации. Потенциал может характеризоваться качественными и частично количественными параметрами. К элементам потенциала относятся также запасы и производственные мощности, которыми предприятие распоряжается, как правило, в течение длительного периода.

В отличие от средств производства только люди со своей инициативой и волей являются субъектами оригинальных действий, особенно оригинальных процессов целеобразования. Из средств производства только машины обладают непосредственной производительностью, земля и здания - лишь косвенной.

Элементы потенциала находятся между собой в пространственной и иерархической связях, как правило, редко изменяющихся в течение длительных периодов. Между людьми складываются межличностные, социальные связи.

Целеориентированная структура потенциала, включающая человеческий фактор и предназначенная для существования в течение относительно длительного периода, называется организационной структурой предприятия.

Все задачи, решаемые на предприятии, должны быть распределены между людьми и средствами производства во времени и пространстве и выполняться ими посредством специфических действий (процессов). Наименьшая способная к самостоятельным действиям организационная единица называется базисной системой. Такие базисные системы, связанные различными отношениями соподчинения в более крупные промежуточные системы, образуют в совокупности иерархическую организационную систему предприятия.

При этом базисные и промежуточные системы формируются по уровням предприятия, сферам деятельности, видам работ, объектам деятельности и субъектам предприятия. В зависимости от вида, числа и способа связей между промежуточными системами различают следующие основные модели организационной структуры предприятия:

  • предприятие с преимущественно функциональной организационной структурой;
  • предприятие с преимущественно объектно-ориентированной (на продукт или сегмент потребителей) организационной структурой;
  • предприятие с преимущественно региональной организационной структурой.

Потребность в принятии решений и распределении обязанностей между членами организационных единиц предприятия регулируется путем установления вида информационной деятельности. Связи партнеров по информации образуют коммуникационную структуру предприятия. Если две организационные единицы одного уровня или большее их число получают право участия в принятии решения или право принятия решения и распоряжения по отношению к сотрудникам другой организационной единицы, то возникает матричная, или векторная организационная структура.

Соединение трудового потенциала и средств производства должно происходить в определенной последовательности, образующей систему процессов (операционную систему). Операционная система также структурируется во времени и пространстве в зависимости от специфики целей. Сами целенаправленные операции и их последовательность называются мероприятиями. В процессе деятельности, связанной с информацией, материальными и номинальными благами, осуществляемой в определенной последовательности, образуются информационные, материальные и денежные потоки.

Целеориентированная структура процессов в достаточно продолжительном периоде характеризует организацию процессов на предприятии. Для реализации различных, прежде всего регулярно повторяющихся и рутинных задач процессы взаимодействия конкретных элементов потенциала с информацией, материальными и денежными факторами должны быть упорядочены во времени и пространстве.

Целеориентированные структуры процессов, ограниченные во времени, образуют проекты, участники которых формируют для реализации этих проектов новую временную организационную единицу.

Операционные системы могут образовываться также по видам процессов (например, процессы сбыта, производства и снабжения), объектам действий (например, информационные процессы), сферам деятельности (например, национальные или международные процессы снабжения или информационные процессы), а также по субъектам действий (процессы, осуществляемые человеком, и машинные процессы) (рис. 5).



- Начало - - Назад - - Вперед -