Предисловие   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8   Приложения  1  

Контролинг в рамках управленческих задач предприятия



Контролинг в рамках управленческих задач предприятия

Контролинг в рамках управленческих задач предприятия

Если под концепцией в общем смысле понимать четко очерченное принципиальное представление о рассматриваемом предмете, то концепцию контроллинга можно определить как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур.

Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием "Countroliour", в задачи которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.

В современном значении слово "контроллинг как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XIX в. В 1880 г. должность контроллера (Controllers) была введена в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. - в компании General Electric. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20 годов XX в. До великой депрессии слово "контроллер" на предприятиях оставалось неизвестным.

Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют прежде всего промышленный рост в США в конце XIX - начале XX вв., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Развитие американской промышленности и беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производств повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления, что в свою очередь потребовало адекватных и научно обоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. Расширение области задач, связанных с бухгалтерским учетом на предприятии, кроме всего прочего, было вызвано и усилением государственного вмешательства в жизнь предприятия.

Повышение требований и усложнение учетных задач привели к тому, что ряд специфических задач казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента правления) были переданы в ведение организационно оформленной службы контроллинга.

В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. Годы депрессии привели к осознанию того, что успешное руководство предприятием неизбежно связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это в свою очередь привело к эволюции взглядов на контроллинг. Если вначале преобладало исторически-бухгалтерское видение контроллинга, и контроллер выполнял функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий, то со временем эти функции были расширены, что привело к необходимости понимания контролинга и его функций как ориентированных на будущие события.

Соответственно такому ориентированному в будущее рассмотрению задачи контроллера стали все больше связывать с вопросами планирования и контроля. Причем изменилось место контроллера в организационной иерархии предприятия. Контроллер вышел на один уровень с казначеем.

Особое влияние на развитие контроллинга оказал организованный в 1931 г. под влиянием экономического кризиса Controllers Institute of America, переименованный в 1962 г. в Financial Executive Institute (FEI) и представлявший собой профессиональную организацию контроллеров. Он существенно способствовал развитию контроллинга особенно тем, что систематизировал задачи контроллинга. Каталог задач контроллера и казначея по классификации этого института представлен на рис. 35 и 36.

Задачи контроллера по классификации Финансово-административного института (Financial Executives Institute - FEI) (1962 г.)

1 . Планирование

Составление, координация и реализация планов предприятия как интегрированной части менеджмента при контроле хозяйственной деятельности. Планирование охватывает планы прибыли, программы инвестиций и финансирования, планы сбыта, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек

2. Составление и интерпритация отчетов

Сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными, составление отчетов, а также комментариев к ним для всех сфер менеджмента и собственников капитала. Эта функция включает определение принципов бухгалтерского учета и балансовой политики, координацию систем и процессов, а также подготовку и обработку необходимых данных, составление специальных отчетов

3. Оценка и консультирование

Консультирование со всеми менеджерами, ответственными за разработку директив и их выполнение в различных подразделениях предприятия, если речь идет о достижении поставленных целей и действенности этих директив, а также об организационных структурах и процессах

4. Вопросы налогообложения

Разработка и применение принципов и методов налоговой политики

5. Составление отчетов для государственных служб

Контроль и координация составления отчетов для государственных служб

6. Обеспечение сохранности имущества

Внутренний контроль и ревизия, а также наблюдение за страхованием должны гарантировать сохранность имущества предприятия

7. Народнохозяйственные исследования

Постоянное изучение расстановки экономических и социальных сил и влияний государственных служб, а также оценка их возможных воздействий но деятельность предприятия



- Начало - - Назад - - Вперед -