Планирование полей бизнеса в концернах с централизованной организацией управления




IV. Интегрированные планово-контрольные расчеты на многозвенных предприятиях (в концернах) с дивизиональной организационной структурой
3. ПиК на уровне штаб-квартиры концерна в рамках стратегического планирования
3.2. Планирование полей бизнеса в концернах с централизованной организацией управления

Вопрос централизации принятия решений в концернах часто регулируется таким образом, что штаб-квартира наряду с полномочиями планирования генеральных целей обладает полномочиями на принятие других существенных решений, вследствие чего отделениям остается лишь право вносить предложения.

В концернах с дивизиональной организационной структурой представляется целесообразным управлять отделениями посредством стратегического планирования, в особенности бизнес-планирования, и делегировать им право принимать только оперативные решения по поводу целей и мероприятий.

Успех внедрения дивизиональной организационной структуры существенно зависит от того, удастся ли интегрировать отделения в единое целое, задав им систему целей и контроля за их осуществлением так, чтобы руководство концерна не вмешивалось в текущую деятельность и принятие текущих решений. Перед руководителем продуктового отделения должны быть поставлены стратегические цели, чтобы он, с одной стороны, достаточно свободно мог проявлять предпринимательскую инициативу и более эффективно использовать информацию, а с другой стороны, действия отделения наилучшим образом "подгонялись" под общую концепцию концерна.

Возможны два варианта стратегического планирования. Либо штаб-квартира передает отделениям разработанные ею автономно долгосрочную интегрированную продуктовую программу и план развития потенциала с возможной дальнейшей дифференциацией по продуктам и рынкам, либо штаб-квартира совместно с руководителями отделений разрабатывает на основе представленных ими проектов планов долгосрочный план всего концерна и отделений. При этом стирается грань между централизованным и децентрализованным управлением. Однако контроль в любом случае остается за штаб-квартирой.

При утверждении стратегического плана высшее руководство устанавливает долгосрочную продуктовую программу и связанные с ней баланс мощностей и план территориального размещения производств по отделениям. Оно принимает решения о включении новых продуктов и продуктовых групп в программу и о том, какому отделению будет поручено производство новой продукции; с учетом кривой жизненного цикла и калькуляций себестоимости оно решает, какие продукты должны быть изъяты из программы, а какие должны быть поддержаны; какие продукты будут производиться по лицензии, а какие должны быть разработаны собственными силами.

С этим тесно связаны стратегические решения о НИОКР. Наряду с координацией исследований и разработок, выполняемых отделениями, центральный отдел НИОКР часто сам проводит фундаментальные исследования, передавая прикладные разработки отделениям.

При централизованном управлении из блока решений, касающихся инвестиций, в компетенции отделений остаются лишь решения о финансировании мероприятий по рационализации производства и восполнению выбывающих основных средств, причем эти решения должны удовлетворять общеконцерновым критериям эффективности. Наряду с важнейшими инвестиционными решениями, обусловливающими изменения "внутренних размеров" концерна, штаб-квартира принимает решения об изменении "внешних размеров", например, решения о покупке или продаже дочерних предприятий. В компетенцию штаб-квартиры входит также принятие решений относительно изменения места размещения производств, организационной и юридической структуры концерна и расстановки руководящих кадров. Причем принимаемые штаб-квартирой решения должны утверждать соответствующие компетентные органы.

Все эти решения в рамках стратегического планирования даже в условиях централизованного управления должны готовить ключевые, координирующие и штабные отделы штаб-квартиры, по возможности совместно с руководством и аппаратом управления отделений. Однако окончательно планы утверждает высшее руководство концерна, к которому принадлежат и руководители отделений.

На рис. 165б представлен процесс согласования продуктовой программы и инвестиций штаб-квартирой и отделениями концерна в условиях централизованного управления.



Содержание Назад Вперед