Связь балансовых моделей дочерних...



Принципиальная структура модифицированной модели концерна

175. Связь балансовых моделей дочерних предприятий с балансовой моделью штаб-квартиры концерна
В 1978-1979 гг. для прогнозирования выручки, издержек и финансовых результатов в разрезе подразделений концерна (дочерних предприятий, заводов, отделений, полей бизнеса) была разработана модель оценки производственного результата. Среди прочего модель создала возможности для анализа влияния инвестиционных программ дочерних предприятий и концерна в целом на результат их деятельности и одновременно позволила рассчитывать динамику показателей эффективности этих инвестиций. Это привело планирование и контроль в соответствие со структурой реальной ответственности в концерне, повысило эффективность процесса согласования инвестиционных целей как по критериям эффективности инвестиций, так и по критериям эффективности текущей деятельности структурных подразделений (прибыль, рентабельность), и имело большое значение для эффективного регулирования использования ресурсов в отдельных областях бизнеса.
Частично независимо, частично вместе с общеконцерновой моделью на дочерних предприятиях концерна были разработаны специфические модели для различных типов производств с последующей их интеграцией в общую модель.
Растущая потребность в дифференциации факторов, учитываемых при планировании, привела в 1980 г. к разработке в рамках общей концепции новых версий моделей производственного результата, основных средств и кредитования, позволяющих проводить расчеты по гораздо большему числу предприятий и факторов.
(2) Дальнейшее совершенствование модели
Необходимость формализованного учета и анализа параметров развития конкурентных позиций концерна в целом или областей его деятельности, а также возможностей и рисков во внешней среде привела в 1982-1983 гг. к разработке модели анализа конкуренции и портфельного анализа по дочерним предприятиям и концерну в целом (рис. 176). Портфельная модель не только обеспечивает графическое представление альтернативных оценок рыночной привлекательности и конкурентных позиций, но и дает возможность рассчитывать требуемый объем капиталовложений и ожидаемые финансовые результаты (например, денежные потоки) как следствие применения тех или иных альтернативных стратегий при различных условиях во внешней среде. Тем самым можно установить связь между портфельным анализом и плановыми расчетами в рамках балансовой, производственной и инвестиционной моделей. При этом становится возможным учесть в модели такие ключевые нефинансовые показатели, как технологический уровень, рыночное положение, уровень вертикальной и горизонтальной интеграции, степень диверсификации продуктовой программы и интернационализации, восприимчивость к колебаниям конъюнктуры, динамику развития, способность к нововведениям и гибкость.
Принципиальная структура модифицированной модели концерна

Определяя стратегию разработки модели, с самого начала поставили задачу обеспечить поддержку руководящего персонала дочерних предприятий и концерна в целом при принятии самых насущных коммерческих решений. На каждом этапе разработки стремились к получению таких результатов, которые были бы в краткосрочном плане очевидны, важны для руководства и приносили бы пользу предприятиям. Одновременно учитывалась необходимость обеспечить целостность процесса управления, а также принимать во внимание растущие возможности информационных технологий. В результате была разработана блочная система используемых как автономно, так и в комплексе частных моделей. Модель первоначально предназначалась для всех дочерних предприятий концерна и ориентировалась на применение персональных компьютеров. Причем современное и удобное программное обеспечение позволяло получать информацию на выходе в зависимости от специфических потребностей руководства в табличной и графической форме.

В дальнейшем данную модель использовали и другое предприятия, в частности концерн BMW, для имитационного моделирования развития предприятия по производству двигателей BMW-Steyr-Motorenwerke.

Действующая сегодня в Austrian Industries AG система планирования и отчетности в своей философии и логике базируется исключительно на описанной модели с использованием современных средств передачи и обработки данных.

Доступность относительно дешевых компьютерных систем (персональные компьютеры и их сети, базы данных), а также простых в эксплуатации программных средств, позволяет внедрять моделирование на уровне линейных хозяйственных единиц.

С 1977 г. концерн Austrian Industries AG для получения информации о технологиях, рынках, отраслях, странах и предприятиях привлекает внешние базы данных. Текстовые базы данных в большей степени используются в конкретных проектах, статистические базы данных служат для получения информации, необходимой при проведении стратегического анализа развития отраслей, стран, конкурентов.

Банк стратегических данных концерна содержит также информацию о накопленном опыте, например планы и проекты прошлых периодов, кривые жизненного цикла продуктов, данные о ресурсах, спросе и конкурентах. Систематическое сохранение и обобщение опыта отдельных предприятий, например о динамике издержек и выручки, объемах производства и ценах, отклонениях от плановых показателей, дает толчок к совершенствованию планирования. Решающее значение имеет кооперативное использование моделей как элемента информационной системы менеджмента.

Информационная ценность для руководства концерна

Накопленный опыт практического применения моделей в процессе принятия решений выявил различные точки зрения на роль моделей в системе управления предприятием. Естественно, подходы к использованию моделей в концернах, включающих предприятия разных отраслей, размеров, форм организации, варьируются в достаточно широких пределах.

С информационно-технической точки зрения модели поддерживают функции сбора и интеграции, накопления и документирования, логической и арифметической обработки, презентации и передачи данных.

По мере того, как менеджеры во все большей степени освобождаются от выполнения рутинных задач, они могут концентрироваться на качественных функциях управления, таких, как межличностные контакты, оценка рыночных и технологических тенденций развития, расстановка приоритетов, управление людьми.

Основанное на моделях проектирование развития предприятия при различных сценариях изменения внешней среды позволяет выявлять источники прибылей или убытков, сильные и слабые стороны предприятия, стратегические разрывы и возможные проблемы на как можно более ранней стадии прежде, чем они проявятся уже при подведении финансовых итогов. Модели стимулируют поиск новых идей и выработку стратегий, расширяют оперативное пространство и облегчают использование появляющихся шансов.

Предложения по инвестициям в производственное оборудование, исследования и разработки, открытие новых рынков, подготовку кадров; организационное развитие, а также продуктовые программы, финансирование, балансовая, налоговая и дивидендная политика могут быть при помощи модели очень быстро оценены с точки зрения их среднесрочного и долгосрочного влияния на предприятие. Модель позволяет выявить реализуемость, ценность, совместимость и риски инвестиционных предложений; упростить распределение ресурсов по областям бизнеса и функциональным программам; обеспечить приоритетность использования ресурсов.

Большое значение при оценке альтернатив приобретает поиск общих представлений о целях и вкладе разных уровней управления и подразделений в процесс принятия решений. Если менеджеры не могут прийти к согласованным решениям, то надо быть готовыми к быстрой разработке новых альтернатив. Модели облегчают расчеты альтернатив, упорядочивают дискуссии и интеграцию частных планов, разработку содержательных и наглядных плановых документов, делают возможным качественный анализ отклонений от плановых показателей и целевое вмешательство для их устранения. Кроме того, облегчаются внутригодовые плановые расчеты (например, расчеты ожидаемого выполнения плана на конец года) при серьезных изменениях исходных условий. Тем самым усиливается гибкость и проблемная ориентированность процесса принятия решений, что особенно важно в нынешнее время быстрых и часто неожиданных изменений внешней среды.



Содержание Назад