dddf3871

Связь балансовых моделей дочерних...



Принципиальная структура модифицированной модели концерна


Определяя стратегию разработки модели, с самого начала поставили задачу обеспечить поддержку руководящего персонала дочерних предприятий и концерна в целом при принятии самых насущных коммерческих решений. На каждом этапе разработки стремились к получению таких результатов, которые были бы в краткосрочном плане очевидны, важны для руководства и приносили бы пользу предприятиям. Одновременно учитывалась необходимость обеспечить целостность процесса управления, а также принимать во внимание растущие возможности информационных технологий. В результате была разработана блочная система используемых как автономно, так и в комплексе частных моделей. Модель первоначально предназначалась для всех дочерних предприятий концерна и ориентировалась на применение персональных компьютеров. Причем современное и удобное программное обеспечение позволяло получать информацию на выходе в зависимости от специфических потребностей руководства в табличной и графической форме.

В дальнейшем данную модель использовали и другое предприятия, в частности концерн BMW, для имитационного моделирования развития предприятия по производству двигателей BMW-Steyr-Motorenwerke.

Действующая сегодня в Austrian Industries AG система планирования и отчетности в своей философии и логике базируется исключительно на описанной модели с использованием современных средств передачи и обработки данных.

Доступность относительно дешевых компьютерных систем (персональные компьютеры и их сети, базы данных), а также простых в эксплуатации программных средств, позволяет внедрять моделирование на уровне линейных хозяйственных единиц.

С 1977 г. концерн Austrian Industries AG для получения информации о технологиях, рынках, отраслях, странах и предприятиях привлекает внешние базы данных. Текстовые базы данных в большей степени используются в конкретных проектах, статистические базы данных служат для получения информации, необходимой при проведении стратегического анализа развития отраслей, стран, конкурентов.

Банк стратегических данных концерна содержит также информацию о накопленном опыте, например планы и проекты прошлых периодов, кривые жизненного цикла продуктов, данные о ресурсах, спросе и конкурентах. Систематическое сохранение и обобщение опыта отдельных предприятий, например о динамике издержек и выручки, объемах производства и ценах, отклонениях от плановых показателей, дает толчок к совершенствованию планирования. Решающее значение имеет кооперативное использование моделей как элемента информационной системы менеджмента.

Информационная ценность для руководства концерна

Накопленный опыт практического применения моделей в процессе принятия решений выявил различные точки зрения на роль моделей в системе управления предприятием. Естественно, подходы к использованию моделей в концернах, включающих предприятия разных отраслей, размеров, форм организации, варьируются в достаточно широких пределах.

С информационно-технической точки зрения модели поддерживают функции сбора и интеграции, накопления и документирования, логической и арифметической обработки, презентации и передачи данных.

По мере того, как менеджеры во все большей степени освобождаются от выполнения рутинных задач, они могут концентрироваться на качественных функциях управления, таких, как межличностные контакты, оценка рыночных и технологических тенденций развития, расстановка приоритетов, управление людьми.

Основанное на моделях проектирование развития предприятия при различных сценариях изменения внешней среды позволяет выявлять источники прибылей или убытков, сильные и слабые стороны предприятия, стратегические разрывы и возможные проблемы на как можно более ранней стадии прежде, чем они проявятся уже при подведении финансовых итогов. Модели стимулируют поиск новых идей и выработку стратегий, расширяют оперативное пространство и облегчают использование появляющихся шансов.

Предложения по инвестициям в производственное оборудование, исследования и разработки, открытие новых рынков, подготовку кадров; организационное развитие, а также продуктовые программы, финансирование, балансовая, налоговая и дивидендная политика могут быть при помощи модели очень быстро оценены с точки зрения их среднесрочного и долгосрочного влияния на предприятие. Модель позволяет выявить реализуемость, ценность, совместимость и риски инвестиционных предложений; упростить распределение ресурсов по областям бизнеса и функциональным программам; обеспечить приоритетность использования ресурсов.

Большое значение при оценке альтернатив приобретает поиск общих представлений о целях и вкладе разных уровней управления и подразделений в процесс принятия решений. Если менеджеры не могут прийти к согласованным решениям, то надо быть готовыми к быстрой разработке новых альтернатив. Модели облегчают расчеты альтернатив, упорядочивают дискуссии и интеграцию частных планов, разработку содержательных и наглядных плановых документов, делают возможным качественный анализ отклонений от плановых показателей и целевое вмешательство для их устранения. Кроме того, облегчаются внутригодовые плановые расчеты (например, расчеты ожидаемого выполнения плана на конец года) при серьезных изменениях исходных условий. Тем самым усиливается гибкость и проблемная ориентированность процесса принятия решений, что особенно важно в нынешнее время быстрых и часто неожиданных изменений внешней среды.



Содержание раздела