dddf3871

образуют три связанные между



Обзор модулей системы R/3


Ядро системы R/ 3 образуют три связанные между собой программные базовые подсистемы "учет", "логистика", "управление персоналом", а также три локальные подсистемы "офис и коммуникации", "управление проектами" и "отраслевые решения".

Благодаря открытости архитектуры блоки системы R/З могут быть использованы на базе различных компьютерных и программных систем, баз данных и сетей. Система R/З может быть применена на предприятиях любых отраслей и величины, а благодаря своей адаптируемости она может гибко отвечать любым индивидуальным требованиям предприятий.

Специальный блок "отраслевые решения" облегчает применение системы R/3 в банках, страховых компаниях, издательствах, больницах, на электростанциях, нефтеперерабатывающих предприятиях и др. Кроме того, для транснациональных корпораций R/3 предлагает возможность поддержки единых экономических решений для предприятий, находящихся в разных странах (например, многоязычность, многовалютность, учет национальных особенностей в сфере налогообложения). Отдельные компоненты R/3 являются частями одной интегрированной сетевой общей модели, что гарантирует охват всех функций. Информация о каком-либо процессе сохраняется лишь один раз в общем связанном банке данных (управление основными данными) и относится в режиме реального времени к отдельным модулям, участвующим в соответствующем информационном круге. Например, если отдел сбыта произвел поставку продуктов, то автоматически выписывается счет. Счета за поставленный материал балансируются также автоматически. Если запасы на складе материалов достигли установленного минимального уровня, то в отдел снабжения или собственное производство автоматически поступает заказ на новые детали. Благодаря такой интеграции отдельных модулей создается возможность представления экономических показателей предприятия в согласованной для конкретных нужд УИС форме в режиме online. В R/3 открывается возможность интеграции модулей в рамках модели данных предприятия (модель связи всех функциональных структур данных) и модели процессов (описание интеграционных процессов).

Типичные производственные и коммерческие процессы определяются в рамках специальной модели "референт". Отраслевые и ориентированные на потребности клиентов задачи решаются без сложных модификаций программы путем управления электронными таблицами.

Так как стандартные модули, несмотря на отвечающую требованиям пользователя параметризацию, все-таки не позволяют покрыть весь спектр пожеланий клиентов, программа может быть дополнена внешним программным обеспечением или самостоятельно написанными программами на предлагаемом фирмой SAP языке программирования четвертого поколения АВАР/4 (Advanced Business Application Programming). Кроме того, существуют возможности встраивания в R/З уже существующих на предприятии компьютерных и программных систем.

Компьютерный парк, используемый для системы R/З, включает:
  • один центральный компьютер, как правило, сервер базы данных;
  • связанные с сервером сетью компьютеры отделов, на которых реализуется логика обработки непосредственного диалога;
  • персональные компьютеры на рабочих местах для презентации и диалога (ввода-получения данных) с пользователями системы.
Базовая система R/З образует структурные рамки для отдельных систем и программ, обеспечивает оптимальное взаимодействие программ в системной среде и определяет рамки для расширения системы.

Наряду с интеграцией программ, единой пользовательской средой, единой системой управления данными и информацией, а также единой концепцией управления различными процессами базовая система R/3 содержит инструменты для управления всеми подсистемами и обеспечивает распределение ресурсов и отдельных компонентов системы. Кроме того, она формирует интерфейс для децентрализованных компонентов системы и сторонних систем и обеспечивает тем самым возможность использования R/3 и ее инструментов.

В активном словаре АВАР/4 все управляемые программой данные трансформируются в единый рациональный банк данных. Кроме того, здесь могут быть установлены логические взаимозависимости между отдельными электронными таблицами или их полями.

Обзор программного модуля "учет и отчетность"



Этот модуль охватывает программные решения для финансового и производственного учета, учета основных средств и контроллинга.

Задачи документирования и управления как часть банка базовых моделей дополнены модулем (банком управленческих моделей) для подготовки экономической информации к оперативным и стратегическим решениям. Интерфейс для логистики и управления персоналом создает возможность единого представления внутрифирменных процессов.

Спектр функций "финансы" включает программные решения для таких сфер бухгалтерского учета, как главная бухгалтерия, учет дебиторской и кредиторской задолженности, а также для сфер финансового контроллинга, финансовых инвестиций, консолидации и контроля финансовых средств. Центральный принцип финансового учета - упорядоченность бухгалтерии: базой всех проводок являются данные первичной учетной документации; центральный элемент интеграции - совместно используемый план счетов, обеспечивающий автоматическую проводку всех операций в соответствии с единой классификацией счетов.

Функциональная область "главная бухгалтерия" поддерживает все функции внешнего учета (для внешних целей). Программный продукт обеспечивает возможность свободного выбора структуры счетов, ведение нескольких Главных книг, параллельное ведение Главной книги и счетов управленческого учета, формирование различных версий баланса, а также специфическую для условий конкретного предприятия обработку экономической информации. Балансы, как и счет прибылей и убытков, базируются на актуальной информации и могут быть сформированы в режиме реального времени.

Модули "учет кредиторов и дебиторов" наряду с текущим автоматизированным охватом в режиме online дебиторской и кредиторской задолженности, реализуют также и классические задачи управления дебиторами и кредиторами (анализ счетов, контроль за поступлением платежей и выставлением претензий, осуществление выплат и выставление векселей и т.д.) При помощи внутренних информационных потоков осуществляется регулярное информационное обеспечение служб снабжения и сбыта. Интерфейсы с расчетами прибыли и рыночных результатов, а также с управлением наличностью охватывают результативную и финансовую стороны каждого процесса.

Ядром функционального спектра "управление наличностью" является автоматическая организация платежных потоков с учетом всех распределительных процессов. Кроме того, при помощи данного блока осуществляются актуальное представление движения счетов, электронных платежей, расчеты финансовых потоков и поддержка прямого финансового планирования.

Анализ и оптимизация структуры и управления капиталом (финансирование и дефинансирование) поддерживаются модулем "управление ценными бумагами".

Связанный с блоком управления активами и другими частями финансов модуль "консолидация" осуществляет в условиях концерна объединение отдельных отчетов в общий отчет концерна. Наряду с отчетами, регламентированными законодательством, могут разрабатываться консолидированные планы и внутригодовые отчеты.

Полностью интегрированный в блок учета модуль "расчет финансовых средств" поддерживает планирование и регулирование движения и распределения всех финансовых средств предприятия. Также поддерживается своевременное и детальное бюджетирование, составление отчетности об использовании средств и контроль исполнения бюджета, как и регулирование во времени использования средств для инвестиций, производства и поддержки текущей деятельности предприятия. Так как структура бюджета соответствует организационной структуре предприятия, контроль ответственности за исполнение бюджета значительно облегчается.

Использование блока "управление основными средствами" дает возможность сопровождать различные позиции основных средств на всем протяжении их жизненного цикла - от этапа планирования инвестиций до утилизации или продажи основных средств - и охватывает ключевые элементы инвестиционного контроллинга, учета активов, а также (в широком смысле) техническое управление основными средствами. Благодаря информационной связи с модулями учета и логистики открывается возможность сквозного управлени активами.

Модуль "инвестиционный контроллинг" поддерживает планирование, регулирование и контроль инвестиций и дезинвестиций. В распоряжении пользователей имеются также различные альтернативные методы инвестиционных расчетов и имитационных моделей.

Модуль "учет основных средств" обеспечивает учет и обработку информации, связанной с амортизацией, выбытием и поступлением активов, а также с переносом информации с одного счета на другой. Пользователь имеет свободу выбора метода амортизации, способа оценки активов, а также ставки процента и условий страхования.

Модуль "техническое управление основными средствами" поддерживает осуществление договоров по обслуживанию и ремонту оборудования. В этот модуль входят также планирование и контроль затрат на техническое обслуживание оборудования.

Блок "контроллинг" является базой, обеспечивающей ориентированное на результат планирование, регулирование и контроль всех процессов на предприятии. Он включает такие ключевые элементы, как учет по местам возникновения затрат; учет объемов производства; краткосрочное планирование и контроль издержек; учет издержек по договорам и проектам; учет издержек по их носителям (с различными видами калькуляции - по штукам, группам, времени); расчеты результатов по рыночным сегментам, группам продуктов и услуг; расчеты по центрам прибыли и по процессам; а также контроллинг предприятия в целом как программный модуль, поддерживающий банк управленческих моделей. Благодаря данным элементам контроллинг составляет основу интегрированной УИС или компьютеризованной системы планирования и контроля. Реализуемые в рамках R/3 сквозные расчеты обеспечивают предприятию возможность монетарного представления последствий изменения продуктовой программы, потенциала и реализации альтернативных мероприятий. В результате формируется интегрированная информационная база целенаправленного управленческого процесса, охватывающая все аспекты деятельности предприятия от снабжения и НИОКР до производства и сбыта. Стратегические управленческие решения также поддерживаются специальной управленческой информацией.

Модуль "учет по местам возникновени затрат" обеспечивает планирование и контроль по видам издержек в местах их возникновения в индивидуализированной для различных функций форме. Разные методы учета издержек (например, учет на базе полных или маржинальных плановых издержек, учет издержек по процессам) предполагают использование различных способов калькулирования. Обеспечивается также согласование с бухгалтерским учетом.

Модуль "учет объемов производства" обеспечивает планирование, регулирование и контроль издержек и результативности производства и позволяет более точно разносить затраты.

При помощи модуля "учет издержек по договорам и проектам" в рамках интегрированного контроллинга обеспечивается детальный учет в разрезе договоров и проектов. Путем сравнения плановых и фактических показателей обеспечивается возможность текущего контроля.

Модуль "учет издержек по продуктам" поддерживает калькуляции по продуктам и договорам. Кроме того, он позволяет контролировать структуру издержек по их видам и рабочим процессам, а также прогнозировать затраты по периодам и объектам.

Модуль "учет по видам издержек" обеспечивает возможность прогнозировать и анализировать результаты за период по отдельным продуктам и продуктовым группам.

Модуль "учет результата по рынкам" позволяет путем многоступенчатого расчета сумм покрытия планировать прибыль и объемы сбыта по продуктам, договорам и рынкам. Помимо прочего, этот модуль обеспечивает анализ актуальных рынков и позиции предприятия на этих рынках.

Модуль "учет по центрам прибыли" позволяет определять результаты за период по отдельным подразделениям предприятия, особенно в условиях дивизиональной организационной структуры.

В качестве последнего модуля блока контроллинга можно назвать модуль "контроллинг предприятия в целом". Являясь частью банка управленческих моделей EIS (Executive Information System), этот модуль позволяет собирать информацию о подразделениях предприятия и представлять ее при необходимой степени агрегирования в форме управленческой информации. Свободное определение структуры отчетов позволяет проводить индивидуализированный анализ и исследования. Управленческая информация, т.е. информаци для целей планирования, регулирования и контроля, формируется автоматически в рамках модели открытого информационного склада (Open-Information-Warehous}. Эта модель передает подготовленную модулями системы R/3 управленческую информацию менеджерам на различных уровнях управления. Базой для подготовки такой индивидуализированной информации являются информационные системы отдельных модулей (логистика, контроллинг, финансы, персонал) (рис. 200).



Содержание раздела